26 мая 2013 года в Пятигорске в Спасском соборе впервые состоялся концерт колокольного звона. Чтобы исполнить старинные русские перезвоны и рассказать их историю, из Москвы приехали известные мастера.
Руководитель Московской Школы Звонарей Илья Дроздихин говорит: для каждого звона — своя мелодия. Например, «московский» — радостный, весёлый, пасхальный.
Совсем по-другому звучат колокола Ростова. Величавый звуковой ряд задаётся 32-тонным большим колоколом. Управляют такой звонницей сразу несколько человек.
«Ростовские звоны», благозвучие ростовской звонницы, достигалось за счёт очень гармоничного аккорда между звуками, в созвучии между большими колоколами, средними и маленькими».
Традиции этих и других колокольных голосов почти все были утрачены после революции 1917 года и восстанавливались по крупицам. Так, «ростовский» звон удалось записать и сохранить благодаря съёмкам фильма «Война и мир» в 60-х XX века.
Переливами колоколов извещали о праздниках, ударами — созывали на народные собрания, о времени сообщали куранты. Зрители на концерте смогли услышать звоны: «красный», «архангельский», «оптинский» и другие.
Галина Машкова, зрительница:
«Это просто грандиозно — услышать такую музыку. Несмотря на погоду, собралось столько много людей, и вот именно праздничное настроение — у людей».
Владимир Ляхов, зритель:
«Люди как бы могут воспрянуть, по-другому понять мир, ласковей станут, приятнее будет им, и в душе будет такая надежда на то, что Россия возрождается».
Известно, что многие композиторы использовали звучание колоколов в своих произведениях. Например, в марше «Славься» Михаила Ивановича Глинки, исполнением которого завершился концерт.