1. Классификация колоколов. Очепной звон. Особенности звона, география.

При «очепном звоне» к маточнику колокола прикрепляется специальный шест – очеп, к противоположному концу его прикрепляется веревка, которой звонарь управляет всем колоколом находясь на земле. Единственной сохранившейся поныне колокольней с очепным звоном является колокольня Псково-Печерского монастыря, остальные колокольни постепенно перешли на классическую схему развески.

2. История колоколов. Революции и войны.

Колокола всегда были голосом Церкви, поэтому многие революции начинались с разрушения храмов и уничтожения колоколов. Во время Великой французской революции (1789-1804 гг.) были уничтожены почти все колокола, часть перелита на монеты, а часть – на пушки. В Испании во время секуляризации большое количество колоколов было продано в Англию. В России после 1917 года также началось уничтожение колоколов. В 20-30-е годы XX века были уничтожены порядка 70% колоколов, продан в Гарвардский Университет (США) Даниловский набор колоколов. Использование металла колоколов для военных целей не было редкостью и раньше. Например, Петр I повелел четверть всех колоколов отдать государству. В годы первой мировой войны для военных нужд было уничтожено почти 70 тысяч колоколов. После окончания военных действий из пушек, с добавлением  металла отливались новые  колокола.

3. Производство колоколов. Изготовление языков.

Язык должен быть изготовлен из мягкой стали (например, стали марок Ст. 3 — Ст. 5) и определенного веса в зависимости от размера колокола. При слишком легком языке звон колокола будет неполнозвучным, а слишком тяжелый язык может расколоть колокол. Для колоколов до 50 пудов вес языка рассчитывается как 1/20-1/25 от веса колокола, от 50 до 300 пудов – как   1/25 – 1/30 и для более 300 пудов – как 1/30 – 1/40. Форма языка должна быть приближенной к маятнику: тонкая конусообразная ось с шаровидным (лучше бочкообразным) утолщением в нижней части. Язык должен бить точно в ударное кольцо колокола, если язык подвешен выше, то он не извлекает всех обертонов, а если ниже – возможен раскол колокола.

4. Архитектура. Что такое кампанила и беффруа? Особенности размещения колоколов.

Беффруа и кампанилла – типы европейских колоколонесущих сооружений.

Беффруа́ (от фр. Beffroi — вечевая башня) первоначально служили сторожевыми башнями, где висел набатный колокол. Такая башня была символом свободы города. Постепенно в помещении башен стали размещать зал заседаний городского совета, место для хранения казны, документов, печати, торговые помещения. Так как внутри башен для всего этого не хватало места, то у подножия беффруа стали пристраивать специальное здание. Таким образом, постепенно беффруа превратилось в ратушу.

Кампанила (от итал., campanile – «колокольня») – квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило, отдельно стоящая от храма, прообразом таких колоколен послужили средневековые городские башни. Наиболее известной кампанилой является круглая Пизанская башня.

5. Акустика. Распространение звука колоколов на расстоянии.

Большие колокола (благовестники) подвешивают в центре яруса, т.к. редкие колебания (низкие ноты) легче огибают препятствия (колокола в проемах и прочее). Зазвонные и подзвонные колокола развешивают в проемах для того, чтобы их звук лучше разносился с колокольни. На расстоянии звук колоколов постепенно затухает. Большие колокола можно услышать далеко, малые – уже не слышно за 400-500 метров.

6. Богослужебный звон. Звоны на встречу архиерея.

Перед прибытием архиерея – редкий благовест (с промежутком 20-25 сек) в благовестник соответствующий знаку богослужения. При подъезде архиерея к Храму (появление автомобиля) – трезвон до входа архиерея в храм (дом причта). При отъезде архиерея – трезвон.

7. Элементы звона. Звон в двои.

Звон в двои – звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.

Билет №6
Билет №1