НАЗВАНИЕ: Великая Лаврская колокольня
ВЫСОТА: 96,52 м
АРХИТЕКТОР: Готфрид Иоганн Шедель
ГОД ПОСТРОЙКИ: 1731—1745
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Украина, Киев
ОПИСАНИЕ: Восьмигранная 4-ярусная колокольня, увенчанная позолоченным куполом.
Колокольня была возведена в 1731—1745 годах по проекту архитектора Готфрида Иоганна Шеделя. По контракту Шедель должен был построить её за три года, однако строительство продлилось намного дольше. Оно поглотило все резервы, а также привело к остановлению строительства других объектов Лавры. При возведении колокольни было использовано около пяти миллионов кирпичей разной формы и размеров. Высокохудожественная керамика изготовлялась на лаврских кирпичных заводах под наблюдением Шеделя.
Диаметр основы колокольни составляет 28,8 м, а толщина стен первого яруса — 8 м. Глубина фундамента из гранитных плит превышает 7 м. Высота составляет 96,52 м . Первый ярус Великой колокольни обработан под руст, второй оснащён 32 колоннами, которые стоят группами между восемью окнами. Третий ярус окружён 16 ионическими колоннами, по две меж восемью арками. Четвёртый ярус, высота которого составляет 22,42 м, оформлен группами лёгких римско-коринфских полуколонн. В строении наблюдаются лишь некоторые элементы стиля барокко — спаренные колонны, раскреплённые карнизы и так далее. При строительстве колокольни была задействована новая для того времени техника. По словам Шеделя, это колокольня «уникальная и в Европе и в России, другой такой нет». В ней размещены 13 колоколов суммарным весом 6 тысяч пудов. Среди них Успенский колокол весом в 1000 пудов, который был отлит в 1732 году русским мастером Иваном Моториным. Самый крупный из колоколов весит 1636 пудов.
В 1903 году вместо часов XVIII века были установлены новые куранты, изготовленные московскими мастерами. Механизм часов заводится раз в неделю ручным способом с помощью лебёдки. Куранты звонят каждую четверть часа.
Колокольня была повреждена, когда во время Великой Отечественной войны в 1941 году был взорван Успенский собор, стоявший рядом с ней. Восстановительные работы были завершены только в 1961 году.