livnyАлександр Васильевич Смагин родился в 1843 году в селе Шипицыне Верхотурского уезда Пермской губернии. Еще в 10-летнем возрасте, когда прислуживал в сельской церкви, он полюбил звонить в колокола. Позже он называл свои первые звоны «механическими», «несознательными до 1863 года».

В 1860-х годах Александр Васильевич поступил на службу в армейский полк (за 2500 верст от родины), там же он проявил огромное рвение к изучению грамоты, научился читать и писать. На него обратил внимание командир полка.

19 февраля 1867 года, подготовляя месячный отчёт по канцелярии, Смагин, услышал звон на двух колоколах (колокола были большие), но звон плохой. Он закрыл дела, прекратил работу и отправился на колокольню, взял веревки в руки и сам отзвонил. После этого звона Александр Васильевич получил приглашение от церковного старосты Василия Гавриловича Холина, содержавшего тогда в той церкви свой хор певчих, обучать звону церковных звонарей. Смагин взялся и обучал сторожей звону около месяца.

Пригласив Смагина обучать церковных сторожей звону, Холин, по истечении месяца, предложил ему рекрутскую квитанцию, по которой он мог освободиться от военной службы и поступить к нему на службу. Смагин принял предложение и поступил к Холину конторщиком. В течение более десяти лет, с 1867 по 1878 год, он сопровождал хозяина по торговым делам по средним и южным губерниям.

Где только ни слышал его хозяин хороший звон, немедленно посылал Смагина изучать его, а когда возвращался домой, то проверял своего приказчика на приходской церкви, где состоял старостою. При этом Холин обнаруживал большое чутьё и слух относительно церковного звона, сразу и метко отмечая отступления от слышанного звона, если их делал Смагин. Но этим не довольствовался Холин в своей любви к церковному звону, и в 1873 году нарочно командировал своего звонаря для изучения звонов в Москву, Троице-Сергиеву Лавру и в Ростов Ярославский.

Благодаря такому усердию хозяина, Смагин имел возможность усвоить себе различные звоны и на их почве начал вырабатывать нечто своё, составлять сборный звон из известных ему звонов, вносить сюда свои добавления, новые ритмические фигуры, которые иногда выходят сами собою, непроизвольно, и этим он выступил на путь импровизации на колоколах. Словом, по его выражению, звон его «из несознательного стал сознательным», то есть Смагин внёс в своё искусство начало сознания и известное творчество.

Смагин — звонарь по призванию. Интерес и приверженность к звону были и росли у него в течение всей его жизни. Смагин в течение своей продолжительной практики успел выработать определенную систему искусства звона, которую он изложил Рыбакову. Будучи идеалистом и художником в душе, Смагин с упорством фанатика смотрит на колокольный звон, вполне справедливо придавая ему громадное значение в жизни русского народа.

Смагин один из первых обратил внимание на стройность колокольного звона, извлекая из колоколов различные оттенки звуков, в зависимости от церковной службы. В его звоне чувствуются не простые механические удары языком о металл колокола, ничего не говорящие ни уму, ни сердцу, а что-то более глубокое, что увлекает и уносит душу от повседневной жизни к более чистому и возвышенному. Многие, слышавшие звон Смагина, говорят, — что колокола, как будто оживали под его ударами. Настроение от звона получалось изумительное, — колокола начинали петь.

Среди нотных примеров в книге Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» значительное место занимают колокольные звоны Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В рассказе о выдающемся звонаре Александре Васильевичи Смагине автор приводит нотные записи из книги С.Г. Рыбакова «Церковный звон в России» (СПб, 1896).

289290291292

Источник — Н.Оловянишников. «Звонарь А.В. Смагин» (277 стр. – 293 стр.)

«Когда били колокола». Из дневников М.М. Пришвина, 1929 — 1930 года