1. Классификация колоколов. Что такое карильон?

Особенности звона, география.Карильон – музыкальный инструмент из колоколов, подточенных в определенную ноту, диапазоном в несколько октав. Погрешность при настройке колокола «в ноту» составляет порядка 3-х центов (100 центов составляют один полутон равномерно темперированного строя), что человеческому уху не слышно. На карильоне играют вручную посредством специальной клавиатуры; управление похоже на орган.

2. История колоколов. Била и клепала.

На Русь вместе с православной верой из Византии пришли отнюдь не колокола, как принято считать, а деревянные била. В Византии колокола появились  еще в IX веке,   но    не    получили   должного  распространения, поэтому на всей территории империи преимущественно использовались именно била. Било – деревянная доска, по которой ударяют деревянным молотком. Било всегда одно и не используется одновременно с колоколами. Различают малое било (ручное) и било великое (подвешивается у храма). Клепало – металлическая полоса изогнутой формы, по которой ударяют металлическим молотком. Клепало всегда одно и не используется одновременно с колоколами. Не стоит путать металлические клепала и деревянные била с современными «плоскими колоколами», которые часто по ошибке называют «била».

3. Производство колоколов. Обработка колокола после остывания.

После остывания металла колокол осторожно освобождают от внутреннего стержня (болвана) и опоки, отчищают от формовочной смеси различными приспособлениями, а также срезается прибыль (излишек металла, образующийся при заливке колокола и выступающий над маточником). В дальнейшем поверхность колокола подвергается пескоструйной обработке (песком под большим давлением), что придает ей матовость, а также полируются отдельные части колокола.

4. Архитектура. Классическая схема и система управления звоном.

При классической схеме развески колоколов устанавливается «система управления звоном», которая находится на помосте звонаря, на нем размещаются педали (для благовестников) и столбик (для подзвонных колоколов). Помост устанавливается в проеме с зазвонными колоколами таким образом, чтобы его пол был на расстоянии 1,8 – 2 м от нижнего края балки с зазвонными колоколами. Его габариты выбираются из конкретных размеров оконных проемов (обычно на всю ширину окна), помост имеет лестницу и перила, обеспечивающие безопасность   звонаря.

На многоярусных колокольнях большие колокола подвешиваются на нижнем ярусе, поменьше – на верхних. Такой порядок делает центр тяжести всей колокольни ниже, а значит ее более устойчивой к колебаниям и разрушению. Для более слаженного звона колокола стараются располагать на одном ярусе.

5. Акустика. Группы колоколов в русской традиции звона.

Колокола в русской звоннице, делят на 3 группы – зазвонные (маленькие), подзвонные (средние) и благовестники (большие), при этом один звонарь может управлять всеми колоколами при помощи системы управления звоном. Зазвонных колоколов в звоннице может быть 2, 3 или 4. Управляются правой рукой звонаря. Подзвонные колокола прикрепляются при помощи струн к столбику по левую руку звонаря и, соответственно, ей же и управляются. Благовестники управляются правой ногой звонаря при помощи педали (педалей), что традиционно для классической схемы развески колоколов.

6. Богослужебный звон. Звоны недельного круга богослужений.

Вечер будних дней — Вечерня и Утреня. Перед службой — благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. После службы – трезвон.

Утро — Литургия. Перед Литургией — благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. На Евхаристический канон (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных ударов (с промежутком 20-25 сек). По окончании Литургии – трезвон.

Вечер субботы (накануне воскресного дня) — Всенощное бдение. К Вечерне – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон. Перед Утреней (до Шестопсалмия) – трезвон. Звон к Евангелию (до чтения Евангелия) – трезвон. После службы – трезвон.

7. Элементы звона. Ярославская манера звона.

Ярославские звоны – размеренные. В Ярославской манере звона большое внимание уделяется подзвонным колоколам. Во время пауз на зазвонных колоколах подзвонные колокола исполняется следующий рисунок: 1(пауза)1213. На зазвонных трель, благовестник отбивает равные доли.

Билет №5
Билет №7