1. Классификация колоколов. Русская традиция звона. Особенности, география.

Русская традиция – в современном понимании с XVI века представляет собой так называемый «язычный» принцип звона, при этом один звонарь сразу управляет несколькими колоколами с помощью привязанных к языкам веревочек, задействуя обе руки и ногу. Основа русской традиции – ритмический звон с присущим ему темпом и характером.

2. История колоколов. Право герба. Какие заводы имели эту награду?

«Право герба» — высшая награда для колокололитейщиков до революции. Эта награда давала право изображать на своих колоколах государственный герб. Среди колокольных предприятий три Российских герба имел только московский завод П.Н. Финляндского, два герба – завод Оловянишниковых в Ярославле, и по одному гербу – еще несколько заводов.

3. Производство колоколов. Приготовление металла. Виды печей.

Приготовление колокольной бронзы (температура плавления 880°C) происходит в печах или тиглях. Сперва в печь закладывается более тугоплавкая медь (1084°C), а перед самой заливкой колокола закидывают олово (232°C), чтобы оно не успело выгореть, в расплав опускают длинный еловый шест, который, обугливаясь, выделяет газы, перемешивающие бронзу.

Тигельная печь – это ковш, предназначенный для плавки металла весом не более 200-300 кг. При помощи подъемных механизмов его можно легко переносить по цеху к формам для заливки и разогревать любым топливом.
Пламенная печь
может быть спроектирована для расплавки любого количества металла, в качестве топлива в таких печах используются горючие вещества, дающие длинное пламя (газ, мазут, дрова и т.п.).
Электродуговые и индукционные печи
практически не используются, в связи с их дороговизной и малой производительностью (обычно, не более 5 тонн).

Основным материалом для производства колоколов служит «колокольная бронза», состоящая из 80% меди и 20% олова с колебанием  2% . Это соотношение является компромиссом между прочностью колокола и его звучанием. Избыток олова делает колокол очень хрупким, но с более приятным звучанием, а малое количество олова дает противоположные результаты.

4. Архитектура. Размещение колоколов на колокольне.

Вес колокольного набора должен быть рассчитан на конструкцию колокольни. Основная часть колоколов размещается в арках (окнах) при помощи металлических хомутов на балках, что придает значительно меньшую амплитуду при раскачивании колокола, при этом колокол не должен быть закреплен «намертво». Благовестник размещают на центральной крестовине.

На многоярусных колокольнях большие колокола подвешиваются на нижнем ярусе, поменьше – на верхних. Такой порядок делает центр тяжести всей колокольни ниже, а значит ее более устойчивой к колебаниям и разрушению. Для более слаженного звона колокола стараются располагать на одном ярусе.

5. Акустика. Основные требования при подборе колоколов.

Минимальным числом колоколов для полноценного звона является 7 (3 зазвонных, 3 подзвонных и  1 благовестник), при этом практически все современные производители руководствуются давним правилом формирования гармоничного подбора – увеличение веса следующего колокола примерно в два раза. Это позволяет добиться благозвучных интервалов между колоколами (малая и большая терция, кварта, квинта и т.д.).

6. Богослужебный звон. Звон на Успение и Крещение

Звон на Успение. На вечернем богослужении звоны как обычно, добавляются звоны на вынос Плащаницы и на Чин погребения Плащаницы. Во время выноса Плащаницы Богородицы – перезвон, по положении Плащаницы в центре храма – трезвон. Во время Чина погребения Плащаницы совершается крестный ход, на крестный ход – перезвон, по поставлении Плащаницы – трезвон.
Звон на Крещение.
На Литургии звоны как обычно, добавляется звон во время Великого освящения воды. Во время погружения Креста – водосвятный перезвон (по 7 ударов в каждый колокол).

7. Элементы звона. Московская традиция звона.

Звоны в Московской традиции – быстрые. На малых и средних колоколах используются сложные рисунки. Зазвонные колокола отбивают следующий ритмический рисунок: там-таратам-таратам-таратаратаратам (пропуски верхних ударов). Благовестник на протяжении всего звона отбивает равные доли.

Билет №4
Билет №6