1. Классификация колоколов.Корабельные рынды, особенности строения и звона.

Корабельная рында – судовой колокол. Это сигнальный инструмент с резким и громким звуком (от 70 до 100 Дб), профиль проектируется по ГОСТу. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени, также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Рынды устанавливаются на всех современных кораблях и судах. На теле рынды размещается надпись с названием корабля.

2. История колоколов. Царь-колокол.

В 1600 году мастером Андреем Чоховым был отлит колокол весом 2450 пудов (разбился при пожаре), в 1652 году мастер Емельян Данилов из него переливает Царь-колокол весом 8000 пудов (130 тонн) (разбился в 1654 году в процессе чистки), в 1655 году мастер Александр Григорьев из него переливает Царь-колокол весом 10000 пудов (160 тонн) (разбился при пожаре 1701 года), в  1735 году из него перелит Царь-колокол весом 12000 пудов (200 тонн). Отливку последнего начал Иван Моторин, а после смерти закончил сын – Михаил. Последний Царь-колокол ни разу не звонил и погиб при очередном пожаре, случившемся в Москве в 1737 году во время процесса чистки, от него откололся большой кусок весом около 11 тонн. Гибель последнего колокола связывают с падением его в литейную яму и попытками потушить холодной водой упавшие на него деревянные конструкции, что повлекло образование трещин и раскола из-за перепада температур. И лишь в период правления Николая I в 1836 году он был водружен на постамент рядом с колокольней Ивана Великого.

3. Производство колоколов. Методы формовки колоколов.

Старинные и современные способы формовки можно разделить на несколько групп:
1. Литье в керамику. Воздушная сушка. Самая качественная, быстрая и дорогая из применяемых технологий формовки, т.н. «шоу-процесс».
2. Литье в гипсовые формы. Необходима принудительная сушка в сушильном шкафу. Качество уступает керамическим формам.
3. Литье в глиняные формы.Самая долгая и грубая формовка из применяемых.

Формовка происходит в несколько слоев глины (в зависимости от размера колокола и толщины). Каждый слой укрепляется проволокой или соломой и должен просохнуть некоторое время.

Нестандартные технологии применяются реже:
4. Литье «в землю». Технология новая (не надо путать с литьем в землю в дореволюционное время, когда вместо металлических опок с ребрами жесткости керамическую форму просто зарывали в землю). Данная технология основывается на использовании многоразовых разборных ящиков с формовочной смесью из глины, песка и других. Поверхность после заливки грубая, делать надписи и изображения на колоколе очень трудно из-за непрочности смеси. Во время заливки формовочная смесь может осыпаться, образуя различные дефекты в виде раковин (пустот), пузырьков и микротрещин.
5. Литье в графитовые или металлические разборные формы (кокиль). Такая технология из-за высокой стоимости самих форм практически не применяется. Пока она используется только для отливки небольших колоколов (до 150 кг) и не дает возможность наносить орнаменты, надписи и иконы. В качестве экспериментов при заливке металла в кокиль возможно использование вакуума или давления, что сильно удорожает процесс производства.

4. Архитектура. Что такое «колокольня». Особенности размещения колоколов.

Колокольня – башня, состоящая из нескольких ярусов. С XVII века широко распространилась как основное колокольное сооружение, различаясь размерами, количеством ярусов и формой (круглые, четырех- и восьмигранные или комбинированные). Однако, если колоколов много и они расположены на нескольких ярусах, то возникают проблемы со слаженностью звона.

5. Акустика. Формула Хладни, колебания толщины и диаметра.

Расчет профиля производится по модульному методу, т.е. за единицу измерения берется не метрическая единица (метр, сантиметр), а определенный отрезок, чаще всего максимальная толщина в ударном кольце. Формулу подобия колоколов в конце XVIII века вывел австрийский ученый Хладни:

F~T/D²√E/p

где: F – частота, T – толщина, D – диаметр колокола, Е – модуль упругости и P – плотность металла.

6. Богослужебный звон. Звоны великого поста.

В будние дни Великого поста совершается благовест, к Литургии Преждеосвященных Даров звучит «звон в двои». Трезвоны в будние дни Великого поста не положены. Великопостный «звон в двои» – это звон в два колокола — постовой и меньший, следующий от него с последующим ударом в оба колокола. Совершается в будние дни Великого поста. В субботу и воскресенье, когда служится Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – звоны обычные.

7. Элементы звона. Архангельские куранты.

Рисунок: 123-124-123432532…, в завершении звучит удар «во вся» с благовестником.

Билет №1
Билет №3