Еще одно возвращение — уже не державности, а духовности, которой России не хватает, наверное, куда больше, — Патриарх Алексий Второй освятил Успенский собор в Иверском монастыре на Валдае. В XVII веке это был крупнейший храм в России.

Судьба всей Иверской обители всегда была странной: монастырь то процветал, то был в разрухе, как при Петре Первом, который вывез отсюда тысячепудовый колокол. В советские времена Иверская обитель была и школой, и турбазой, и даже психбольницей.

Православным монастырь вернули шестнадцать лет назад. Долго не могли восстановить — не было денег. И вот теперь — освящение, на котором присутствовал президент Владимир Путин.

Здесь теперь все так, как было в XVII веке, — гулкие шаги под сводами лестницы, ведущей на самый верх, к колоколам. Кажется, в жизни обители, расположенной посреди озера, никогда ничего не менялось.

Выбор этого живописного острова для монастыря не был решением только эмоциональным. Строить Патриарх Никон велел, во-первых, на пути из Петербурга в Москву и, во-вторых, по образу Иверской обители на Афоне, чтобы самим своим существованием монастырь символизировал преемственность традиций духовной культуры.

Судьба монастыря навсегда оказалась связанной с судьбой страны, и самые трагические моменты истории России трагическими были и для обители. Она прекращает свое существование после революции.

В ХХ веке здесь то мастерские, то турбаза. В 30-х бесследно исчезает главная святыня — написанная три с половиной века назад на Афоне Иверская икона Божией Матери. Утверждается, что именно она в 1848-м спасла Валдай от холеры.

Сейчас уже трудно поверить, что еще 16 лет назад большинство построек здесь стояли без окон и крыш. Но вот в субботу тут, как и столетие назад, — молебен у Иверской иконы Божией Матери.

Эта икона хоть и написана позже утерянной — в период Крымской войны — но тоже намолена. В XIX веке она — на полях сражений, в 1993-м не сгорела, три часа находясь в огне. Сегодня она, говорят в монастыре, чудесным образом объединяет время, не деля его на до и после, не позволяя превратить обитель в новодел, и органично смотрятся на новых окнах сохраненные изразцы.

В XVII веке монастырь был еще и центром ремесел и духовного просвещения: в Никоновской башне размещалась первая в России провинциальная типография. Никак не противоречат обновленному облику и выдержавшие все удары истории массивные двери.

«Двери были сделаны из дуба и до сих пор сохранились — целые и невредимые. Очень красивые двери белорусской школы резчиков по дереву», — поясняет отец Пантелеймон.

Семьдесят белорусских монахов пришли в монастырь в 1655-м и остались здесь, оценив соборный дух обители, когда совместный духовный подвиг совершается без внутренних распрей и открыто.

Вот и сегодняшние монахи совершенно спокойно показывают святая святых — келью, которая, конечно, отличается от хрестоматийных образов темных пещер с огарком свечи. Тут теперь светлые двери и новая мебель. Но набор всего необходимого прежний: иконы, лампада, церковные книги, молитва.

В возрождении монастыря тут видят закономерность: лучшие времена в его жизни всегда совпадали со спокойными периодами в истории страны. Ведь и решение о создании монастыря в XVII веке принималось вместе церковной и светской властью.

«Прежде монастырь был великолепный, красивый — до закрытия в 1930 годы. Сейчас он опять приобрел свой прежний образ красоты, благолепия. Благодаря президенту Владимиру Владимировичу Путину произведен ремонт», — сказал архимандрит Ефрем (Барбинягр), наместник монастыря.

Путин приезжал сюда в августе 2001-го. Монастырь тогда уже десять лет как восстанавливался, но происходило это очень медленно. Ускорили все деньги из президентского резервного фонда. И это решение главы государство заметно увеличило список желающих помочь.

«Очень многие приложили усилия, чтобы возродить обитель. Федеральная дорожная служба построила дорогу, мост. РАО «ЕС России» электричество сюда подтянуло, «Газпром» – газ. Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию храма. Осталось возродить только роспись, позолотить купола. Обещаю вам, мы сделаем это в самое ближайшее время», — заявил президент.

«Низкий поклон вам за любовь к святыням земли нашей, перед которыми молились наши предки, перед которыми будут молится россияне, с благодарностью вспоминая ваш подвиг, ваше служение России, возрождению ее святынь, ее истории», — поблагодарил президента Патриарх Алексий Второй.

В главном храме монастыря — Успенском соборе — теперь новый иконостас, а к главной святыне — Иверской иконе Богоматери — постоянно идут люди. «Но за все это, — сказал Путин, — государство не надо благодарить, потому что в истории России были и другие времена».

«Нас пока не за что благодарить. Слова благодарности, которые произнес Патриарх, я и мои коллеги будем воспринимать исключительно как пожелание того, чтобы государство вернуло долги Русской Православной Церкви и другим нашим традиционным конфессиям, вернуло долги российскому народу. Все будем делать для того, чтобы оправдать доверие русского народа, доверие народов России. В том числе все будем делать для того, чтобы восстанавливать и возрождать культуру нашего народа, духовную культуру, помогать Церкви в ее служении России», — сказал Владимир Путин.

Расписывать храм начнут скоро. В монастыре утверждают, что об этом многое говорит.

«Нимб вокруг Божией Матери золотой, он стал самообновляться — был бледным-бледным. А теперь он яркий. Это своего рода феномен самообновления росписи. Такое бывает иногда», — говорит отец Пантелеймон.

Пока здесь — всего восемь монахов, когда-то жили пятьсот. Колокольня пока без главного колокола, но уже не без голоса.

«Колокольный звон — это призыв к молитве. Такой благолепный монастырь здесь размещен. К сожалению, даже проезжающие автомобили не все знают о таком благолепном храме. И когда здесь будет такой большой колокол, многие, может быть, и услышат благость и придут к молитве, придут в этот монастырь и помолятся», — отметил звонарь Илья Дроздихин.

Услышавших этот колокольный звон, говорят в монастыре, все больше, потому что он свидетельствует о возвращении одной из главных святынь российского православия и российской государственности.